СТАТЬИ
Я волоку телегу с бытом Без напряженья и нытья, Воспринимая мир омытым Высоким светом бытия. И. Губерман
Из своей позднедетсадовской жизни я помню такое задание – называлось оно «рассказ по картине». Не знаю, практикуют ли современные методики подготовки дошколят нечто подобное, но в середине семидесятых репродукции Яблонской, Пименова, Пластова, Решетникова и «наводящие» вопросы воспитателей вызывали у нас такой бурный поток сознания, который всецело поглощал первоисточник, уводя в дебри коллективного (и вполне бессознательного и безответственного) словотворчества. С тех пор у меня в глубине души жила надежда вернуться к той изначально неверно поставленной задаче и изменить ее условия, приняв жанровую картину не как основу для дальнейшего повествования, а как самостоятельную культурную ценность.
Как-то принято считать хорошим тоном иронизировать над решетниковской «Опять двойкой» и даже тончайший и неврастеничный Соломаткин смещен в сознании бонтонного зрителя на периферию художественной культуры. Жанровая картина – не причуда вербальности культуры девятнадцатого и первой половины двадцатого веков. Сюжетная или жанровая живопись – это очень радикальный проект, реализованный более или менее традиционными средствами. В этом проекте есть все - свобода интерпретации, социальное начало и индивидуальность, он в меру демократичный, и в меру критический. Художественный проект под названием «жанровая картина» обязан своим рождением русской литературе 19 века со всем присущим ей гуманистическим пафосом, и только конец двадцатого века освободил жанровую живопись от клейма вторичной повествовательности.
В основе жанровой картины несомненно лежит концепт. Какой бы мрачной и жестокой ни была реальность, искусство реабилитирует ее, придавая осмысленность самой невзрачной действительности. Художник возводит быт в ранг художественного исследования, жест наполняется сакральным смыслом, обыденное – мифологизируется. Если мы стремимся к тому, чтобы существовать в пространстве культуры, то кратчайший путь к этому – позволить художнику поместить частную жизнь в плоскость художественного творчества. Каноническая «Семья» В.И. Иванова (1945) со спокойным достоинством наследует художественный язык иконы и фрески, композицию «Тайной вечери». В жанровой картине сильно субъективное волевое начало, и вопреки обвинениям в гражданском задоре, жанр глубоко и трагично персонифицирован. Недавно один известный живописец убеждал меня в том, что в последние тридцать лет последовательно происходило угасание тематической сюжетной картины как особого жанра. Это тем более удивительно, что современная жизнь дает огромное количество поводов для создания таких картин. Художник не может оставаться бесстрастным и безразличным бытописателем даже в самые благополучные времена, и его произведение – это всегда высказывание о жизни, - либо социально окрашенное, либо личное. Чем необычнее, ярче личность художника, тем неожиданнее и свежее его суждения. Это отнюдь не спонтанное воспевание собственного бытия. Мы встречаем разные типы художественного дарования, разные темпераменты художников – кто-то не мыслит жизни без формальных экспериментов, кто-то углублен в тихую созерцательность.
Новые картины Виктора Глухова «Ира с Мусей» (2004), «На даче» (2001-2002) и «Московский интерьер» (2005) Валерии Шапошниковой – камерные, очень живописные, поэтизирующие близкое и дорогое. Нарциссичность, в целом свойственная любому художнику, побуждает его пристально вглядываться в окружающее, замечать трогательные подробности жизни, а способность «увидеть в капле океан» вносит ноты подкупающей подлинной человечности. Современный жанр уравнял в правах высокую культуру и повседневность, он искренен, прост и нейтрален, как случайный, но доброжелательный наблюдатель. Последние работы В.А. Глухова и В.С. Шапошниковой – это изысканная живописность в царстве состояния, события, отношения…
Если художник пишет жанровую картину, то сегодня этот жест, скорее, из области эстетического отношения искусства к действительности, так как, к большому сожалению, культура и жизнь существуют в плоскостях, почти никогда не пересекающихся друг с другом. Профессиональная художественная среда в этой ситуации неизбежно замыкается на себя, воспроизводя и воспевая собственную жизнь средствами искусства.
Для многих живописцев по-прежнему актуальным остается, прежде всего, вопрос о социальном, историческом и нравственном контексте произведения искусства, о той среде, в которой зарождается и эволюционирует художественный поиск. Линия, представленная наиболее темпераментными произведениями, продолжает великие критические традиции русского искусства. Среди самых ярких произведений этой тематики хочется выделить новую картину «Старухи» (2005) совсем молодого живописца Александра Глухова. Картины А. В. Глухова, чьим учителем является классик русского искусства Павел Никонов – метафорическое решение социальной и национальной темы. Обращение к метафоре делает визуальный образ глубоким и сочным, и вместе с тем лаконичным, переводя его из бытовой плоскости на более высокий уровень символа и знака. За эстетикой А.В. Глухова прослеживается европейская традиция жанровой картины 17 века, с ее гротескной трагедийностью. Одновременно отстраненный и страстный, Александр Глухов демонстрирует осмысленность и отрефлексированность консервативной живописной стратегии – потому что эта стратегия означает позитивную позицию и утверждение в искусстве вечных ценностей, свободных от тотальной иронии конца тысячелетия.
Если принять, что «каково время, таково и искусство», то «Письмо с фронта» (1947) лауреата Сталинской премии А.И. Лактионова стоит в ряду нравственных утопий. Но стоит вспомнить, что в 1948 году именно эта картина критиковалась за «формализм и натурализм»! Герой Лактионова – это, в сущности, «Человек, улетевший в космос» Ильи Кабакова, не вынесший тягости и косности бытия. Только у Лактионова герои улетают в мир душевного покоя, прозрачности и солнечных бликов, ведущих свою генеалогию от поленовского «Московского дворика», и начисто лишены иррациональных предчувствий «вшкафусидящегоПримакова». У А.И. Лактионова трагедии и драме места в солнечном мире нет, трагедию раскатали по плоскости быта.
Постулат «жизнь прекрасна» так или иначе означает выпадение героя из обыденного дискурса. В сущности, комфорт и удобство понятнее и как-то человечнее, чем идеал и гармония. Человек всегда жаждет комфорта, душевного и материального, герою и зрителю комфортно в картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта», его художественный мир соразмерен среднестатистическому уровню приспособленного и освоенного бытия. Вот в пространстве картины В.И. Иванова как-то неуютно, холодновато, как в поле чистой незамутненной культуры, - трудно дышать разреженным воздухом искусства, трудно соответствовать этической норме. То, что жанровая картина далеко не всегда придерживается положительно-умиротворенного взгляда, мы видим у современных художников. «Письмо с фронта» Александра Лактионова и «Инвалид» (2005) юного Максима Глухова – два полюса одной темы. «Инвалид» М.А. Глухова – вещь приблизительно жанровая, здесь явное размыкание границ жанровой принадлежности. М. А. Глухов частный случай обобщает до масштаба вселенской трагедии. И снова за работой молодого художника мощные пласты культуры – от «Крика» Эдварда Мунка до стихов Варлама Шаламова «Я хотел бы быть обрубком, человеческим обрубком…». Художник – не только пловец в океане культурной традиции, он навигатор. Сознательный выбор бытования внутри традиционных художественных систем всегда дисциплинирует художника. «Инвалид» М. А. Глухова, как и «Семья» В.И. Иванова - пример жанровой картины при отсутствии сюжета и событийности.
Стоит сказать, что сегодня жанровая тематическая картина продолжает лучшие традиции московской школы живописи. Такие яркие, темпераментные высказывания молодого художника о жизни особенно ценны. Их мало, но они есть, и именно они задают уровень разговора о тематической жанровой картине.
Если сталинская эпоха была апогеем праздника, то советская эпоха оставляет впечатление такого острого юношеского предвкушения «праздника жизни», когда «здорово, что все мы здесь сегодня собрались» в ожидании небывалой радости. «Встреча Нового года» Т. Г. Назаренко (1976) – это всеевропейская традиция изображения празднества, застолья. В этой теме художнику всегда была и будет интересна тема человека толпы и человека в толпе, тема одиночества и даже такие сугубо профессиональные задачи, позволяющие блеснуть мастерством живописца, как проблема вечернего освещения, сочетание искусственного и естественного света…
Мы по-прежнему ждем занимательного рассказа от живописного произведения и когда не получаем ожидаемого, порой произносим сакраментальное: «Ну и что он (художник) хотел этим сказать?». А он просто хотел сказать, что обалдел от красоты того, что увидел и любой пересказ «своими словами» необязателен, если есть Картина.
Время идет и уходит, и уже никто никогда не напишет с натуры московскую коммуналку середины шестидесятых. А если напишет, то это уже будет не жанровая, а очень-очень историческая картина…
Н.А. Дубровина
|
 АНОНС МСХ
28.11.2024
ЗАЯВКИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВОК ПРИНИМАЮТСЯ В СЕКЦИЯХ МСХ!!!
27.11.2024
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН НА 2025 год. В течение года в план могут вноситься изменения. (Первые два дня выставки являются днями заезда, экспозиции и монтажа, последний день - демонтаж)
18.04.2022
Реквизиты для дистанционной оплаты взносов и коммунальных услуг за мастерские.
20.06.2021Избранные проекты МСХ в 3D.
«ОБЪЕКТ» (23 июня - 01 июля 2023г. Кузнецкий Мост, 11)
«Паспорт монументалиста» (10 – 20 июня 2021г. Кузнецкий Мост, 11)
«В Голове Художника» (16 - 27 апреля 2019г. Кузнецкий Мост, 11)
Выставка Владислава Федорова (12 - 24 ноября 2018г. Тверская-Ямская,20)
«Мир детства» (5 - 21 ноября. 2018г. ЦДХ) «СВЯТЫЕ и ХУДОЖНИКИ: диалоги времён» (25октября – 4 ноября 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
«Спорт в искусстве» (18 – 30 июня 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
Яна Поклад «Бабье лето. Живопись». (3 - 15 августа 2017г. Тверская-Ямская, 20)
Как опубликовать работы на нашем сайте
Уважаемые художники, члены МСХ, вы можете опубликовать 9 фотографий ваших работ на нашем сайте. Подробнее...
Как вступить в Союз художников
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ в МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ Подробнее...
О размере членских взносов с 2024г.
О размере членских взносов с 2024г.
НОВОСТИ МСХ
28.06.2025
 Вчера (27.06.2025) в Историческом музее РОССИИ, произошло знаменательное событие.
СУХОВЕЦКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ НАГРАЖДЕН МЕДАЛЬЮ ТВАРДОВСКОГО!
Друзья, поздравляем нашего товарища, замечательного художника с высокой наградой!

28.06.2025«ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО»
 27 июня 2025 года в Главном храме Вооруженных Сил Российской Федерации открылась выставка художников объединения «Московский эстамп», посвященная 80-летнему юбилею нашей Победы в Великой Отечественной войне.
Выставка работает до 31 августа 2025 года. Приглашаем гостей!

23.06.2025«Содружество»
 С 09 по 20 июля 2025 г. выставочных залах Московского Дома художника (ул. Кузнецкий Мост, д.11) состоится открытие проекта «Содружество», приуроченного к 70-летнему юбилею известного московского скульптора Геннадия Ивановича Красношлыкова. Открытие выставки 10 июля в 16.00.

23.06.2025«ПРОГУЛКИ С БОРИСОВЫМ-МУСАТОВЫМ»
 28 июня в 17.00 состоится открытие выставки к 155-летию В.Э. Борисова-Мусатова «ПРОГУЛКИ С БОРИСОВЫМ-МУСАТОВЫМ» в Серпуховском историко-художественном музее. https://serpuhov-museum.ru/vistavki/progulki-s-v-e-borisovym-musatovym/

23.06.2025«ОТРАЖЕНИ…Я»
 Московский Союз художников Товарищество живописцев Выставочный зал на 1-й Тверской-Ямской, 20 представляют выставку художника Екатерины Тихоновой «ОТРАЖЕНИ…Я» 30.06.2025 - 12.07.2025.

23.06.2025«Реинтерпретация»
 С 28 июня по 11 июля 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (Старосадский переулок д.5) состоится Персональная выставка Вячеслава Николаевича Щербины (Сибирского) «Реинтерпретация».

17.06.2025ОПЕН-КОЛЛ «Рисуем Царицыно»
 Приглашаем художников к участию в выставке, посвящённой одному из самых атмосферных и узнаваемых районов Москвы — Царицыно. Его ландшафты, дворцы, пруды, аллеи и уличные сценки вдохновляют уже не одно поколение художников. Сейчас твоя очередь рассказать о своём Царицыно — через рисунок, живопись, иллюстрацию, графику или цифровое искусство.

17.06.2025«Странствия. Продолжение»
 С 04 по 26 июля 2025 года в выставочном зале Московского союза художников на «Кузнецком мосту, 20» по адресу: г. Москва, ул.Рождественка, д.6/9/20, стр.1 пройдет персональная выставка живописи и графики Марины Чуб «Странствия. Продолжение».

16.06.2025Элий Белютин. К 100-летию художника.
 Государственная Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию Элия Михайловича Белютина (1925-2012), приуроченную к 100-летию художника и состоящую из произведений, подаренных автором Галерее в 1989 году.

10.06.2025«По ту сторону красок»
 Юбилейная выставка Ирины Остапенко приурочена к 50-летию со дня рождения и призвана показать творчество наиболее полно, многие работы показываются впервые. На выставке представлены живопись, графика и фотография.

04.06.2025«Мир и война»
 20 июня в Доме Творчества МСХ в Тарусе откроется выставка произведений художников декоративного искусства, посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне! В экспозиции: гобелен, батик, керамика и многое другое. Выставка открыта для посещения до 6 июля 2025 по адресу: Г. Таруса, ул. Комсомольская 25.

22.05.2025«ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ»
 ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ. ВЫСТАВКА АВТОРСКОГО СТЕКЛА АННЫ БУТИНОЙ 05 июня – 29 июня Всероссийский музей декоративного искусства открывает персональную выставку художника современного стекла Анны Бутиной.

29.04.2025НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!
 Московский Союз художников, Секция плаката МСХ, Товарищество плакатистов при поддержке Департамента культуры города Москвы к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне представляют выставку НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!

|