СТАТЬИ
Недавно в парке Зарядье в здании Медиацентра прошла выставка Павла Филонова «Художник Мирового расцвета», приуроченная к 140-летию со дня рождения мастера. И на примере некоторых работ, которые были представлены в экспозиции, мы попробуем прикоснуться к творчеству этого замечательного художника.
Филонов – основатель аналитического искусства и, наверное, один из самых загадочных художников русского авангарда. Его называли «смутьян холста», «очевидец незримого». Сам же про себя Филонов говорил так: «Я художник мирового расцвета, следовательно, пролетарий». Что же такое Мировый расцвет и при чем здесь, собственно, пролетарий?
В 1910-е годы Филонов сближается с кубофутуристами, а именно с Хлебниковым, Крученых, братьями Бурлюками, Матюшиным, и входит в образованный Матюшиным «Союз молодежи». При этом он участвует во всех выставках «Союза», вплоть до его распада в 1914 году.
Перед нами ученическая работа Филонова – «Женщина в восточной одежде» (1905), выполненная с натуры в импрессионистической манере. Здесь театральное прошлое художника дало о себе знать: женщина словно «примерила» на себя восточный костюм, и очень кокетливо, игриво смотрит на зрителя.
Уже в работах «Победитель города» и «Рабочие» Филонов ищет собственный стиль и почерк. Они написаны в технике акварели касанием тонкой кисти, и кажется, что изображения состоят из многих мелких частиц - атомов. В изображении многих рук и ног у одной фигуры, так же как позже и в картине «Перерождение интеллигента» (1914-1915) чувствуется влияние итальянского футуризма, а в некоторой приземистости и упрощенности в изображении людей – влияние примитивизма. Раскладывая движение на фазы, футуристы стремились передать движение, как, например, в хрестоматийной для футуристов работе Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке» 1912 года. Кстати, похожий принцип разложения движения на фазы позже будет применяться в мультипликации.
В 1912 году Филонов пишет статью «Канон и закон», где он в основном формулирует принципы аналитического искусства. Противопоставляя аналитическое искусство кубизму, он утверждает принципы органического в искусстве, когда изображение строится от частного к общему, от клетки, молекулы, атома – к сюжетному или беспредметному искусству. Изображение ка бы прорастает на картине, подобно живому организму. В отличие от художников прошлого, Филонов часто начинает писать фигуру со стопы, а портрет – с глаза. Еще один важный для художника принцип – изобразить на холсте не то, что видно обычному глазу (с этой задачей прекрасно справился реализм), а показать, по словам Филонова, «суть вещей», т.е. вещи в их эволюционном развитии. Позже мастер введет понятие «глаза видящего» и «глаза знающего». Филонов называл себя художником – исследователем, он живо интересовался научными открытиями, сделанными к началу ХХ века: на него оказали влияние идеи эволюции Дарвина, открытия в области невидимого глазу – частиц - атомов Эрнеста Резерфорда. Филонов считает, что наука неотъемлема от современного искусства, и его задача их соединить.
Еще одна картина «Цветы Мирового расцвета» 1915 года. Что же обозначает Мировый расцвет с ударением на букву О? Дело в том, что до революции два значения слова «мир» писалось по-разному. Мир как отсутствие боевых действий – через И, а Мир в значении «Вселенная» - через латинскую i. После отмены большевиками латинской буквы Филонов делает ударение на О, чтобы подчеркнуть второе значение слова Мировый. Следовательно, читаем «Цветы вселенского расцвета». В этом уже фактически беспредметном изображении, похожем на яркую мозаику или калейдоскоп, каждый может увидеть что-то свое: ясно читаются цветы, похожие на горные породы; кто-то находит изображение лица или дома. Словом, это можно сравнить с оптической современной картинкой, где среди орнаментального изображения нужно увидеть те или иные фигуры. Это как загадка, как ребус для зрителя. И все же, Филонов здесь изображает будущее, как он себе его представляет.
Конечно, на художника повлияли и футуризм, и философские идеи того времени. Дело в том, что во второй половине Х1Х века происходит мощная техническая революция, и футуристы воспевают будущее с невероятными техническими новшествами, идею технологичного рая. Человек начинает искать свое место в быстро меняющемся мире. Отчасти ответы на возникающие вопросы предлагает русский космизм с идеей освоения человеком вселенной. Основоположником русского космизма считается Николай Федорович Федоров, которого называли «московским Сократом». Если говорить упрощенно, основной идеей Федорова, который основывался на христианстве, было физическое воскрешение мертвых из частицы, клетки. А для того, чтобы воскрешенные люди могли где-то уместиться, нужно осваивать космос. Его идеи оказали влияние на многих религиозных мыслителей и ученых, таких как Владимир Соловьев, Сергий Булгаков, Циолковский, Чижевский, Вернадский.
При чем же здесь Мировый расцвет и пролетарий? Дело в том, что после победы Октябрьской революции было мощное ощущение, что пролетариям принадлежит и искусство, и достижения науки. Для многих в то время за пролетариями было будущее. Филонов так ставил для себя задачу: «Художник-пролетарий обязан делать не только вещи, отвечающие запросу сегодняшнего дня, но и проламывать дорогу интеллекту в отдаленное будущее».
Луначарский отзывался о Филонове так: «Филонов – величайший мастер. Его трудно понять, но это не умаляет его величия, и в будущем он станет гордостью страны». Я же пожелаю читателю приобрести «глаз знающий», чтобы уже своим «знающим глазом» взглянуть на творчество Павла Филонова.
Анастасия Николаева, историк искусства
 .
 .
|
 АНОНС МСХ
28.11.2024
ЗАЯВКИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВОК ПРИНИМАЮТСЯ В СЕКЦИЯХ МСХ!!!
27.11.2024
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН НА 2025 год. В течение года в план могут вноситься изменения. (Первые два дня выставки являются днями заезда, экспозиции и монтажа, последний день - демонтаж)
18.04.2022
Реквизиты для дистанционной оплаты взносов и коммунальных услуг за мастерские.
20.06.2021Избранные проекты МСХ в 3D.
«ОБЪЕКТ» (23 июня - 01 июля 2023г. Кузнецкий Мост, 11)
«Паспорт монументалиста» (10 – 20 июня 2021г. Кузнецкий Мост, 11)
«В Голове Художника» (16 - 27 апреля 2019г. Кузнецкий Мост, 11)
Выставка Владислава Федорова (12 - 24 ноября 2018г. Тверская-Ямская,20)
«Мир детства» (5 - 21 ноября. 2018г. ЦДХ) «СВЯТЫЕ и ХУДОЖНИКИ: диалоги времён» (25октября – 4 ноября 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
«Спорт в искусстве» (18 – 30 июня 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
Яна Поклад «Бабье лето. Живопись». (3 - 15 августа 2017г. Тверская-Ямская, 20)
Как опубликовать работы на нашем сайте
Уважаемые художники, члены МСХ, вы можете опубликовать 9 фотографий ваших работ на нашем сайте. Подробнее...
Как вступить в Союз художников
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ в МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ Подробнее...
О размере членских взносов с 2024г.
О размере членских взносов с 2024г.
НОВОСТИ МСХ
15.05.2025"Очевидцы Победы"
 Новый выставочный зал на Нижней Масловке, 18. Выставка открыта с 11 по 22 мая.
На выставке представлены картины написанные во время Великой Отечественной войны. Авторы кортин и рисунков: Пластов, Цыплаков, Финогенов, Горский, Коновалов и другие художники.

14.05.2025МОС АРТ ФОТО
 С 19 по 24 мая 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (ул. Рождественка, д.6/9/20, стр.1/ул. Кузнецкий мост, 20/9/6, стр.1) состоится открытие выставки современной фотографии «МОС АРТ ФОТО», организатор которой отделение ПРОМГРАФИКА Московского Союза художников.

13.05.2025«Московская пастель»
 С 26 по 31 мая 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (ул. Рождественка, д.6/9/20, стр.1/ул. Кузнецкий мост, 20/9/6, стр.1) состоится групповая выставка «Московская пастель».

12.05.2025"Стечение обстоятельств"
 С 20 по 31 мая в выставочном зале Товарищества Живописцев МСХ пройдет выставка "Стечение обстоятельств", объединившая трех московских художников: Кузьмина Романа, Иванову Александру и Хайлову Елену.

12.05.2025«КОМПОЗИЦИОННЫЕ ШТУДИИ. ЗА ГРАНЬЮ ОЧЕРТАНИЙ»
 Эта выставка представляет собой результаты творческого освоения группой художников различных учебных методик, которые касаются работы с цветом, тоном и композицией. Мы хотим показать, каким образом это работает для решения разных творческих задач, раскрытия различных тем и индивидуальностей, как это может обогатить творческий инструментарий разных художников.

09.05.2025«Олег Лошаков – художник и педагог»
 12 мая – 17 мая 2025, Выставочный зал МСХ, Москва, ул. Рождественка д.6/9/20, стр.1/Кузнецкий Мост, 20. Выставка организована при поддержке Московского союза художников и приурочена к 35-летию Российской Государственной специализированной академии искусств (РГСАИ). На выставке представлены работы мастера и его выпускников.

30.04.2025«Грани Победы»
 С 8 по 17 мая 2025 г. в двух залах Московского Союза художников — в Московском Доме художника на Кузнецком Мосту, 11 и Галерее живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, д. 20 будет показан выставочный проект «Грани Победы». посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

29.04.2025НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!
 Московский Союз художников, Секция плаката МСХ, Товарищество плакатистов при поддержке Департамента культуры города Москвы к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне представляют выставку НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!

22.04.2025«Книга и ксилография»
 Управление книжными фондами (библиотека) Российской академии художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ, академика РАХ Михаила Михайловича Верхоланцева «Книга и ксилография», где будет представлена продольная и торцовая гравюра на дереве.
Сроки экспонирования: 15 мая - 15 июня 2025 года Место экспонирования: библиотека Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) Часы работы: понедельник-пятница, с 11:00 до 16:00. Вход свободный.

22.03.2025«За Родину! За Сталина!»
 Московский Союз Художников представляет художественную выставку, посвященную 80-летию Победы, народного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения, профессора кафедры Искусства графики РГХПУ им. С.Г. Строганова Петра Петровича Козорезенко «За Родину! За Сталина!».

|