ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина. В альграфии более чем в гравюре остается непосредственность натурного рисования. Применяется для печатания на офсетных машинах плакатов, художественных репродукций.
Агатина, скульпт., род алебастра, идущий на мелкие изваяния.
Акварель, 1) живопись на бумаге водяными красками;—2) самое произведение, писанное акварелью — Акварелист, художник, пишущий акварелью. Устраиваются особые акварельные выставки обществом художников-акварелистов в СПБ. Акварельные краски, краски, растертые с камедью или клеем, с прибавлением сахара и глицерина; разводятся водой.
Александрийское искусство, эпохи Птолемеев характеризуется стремлением к грандиозным постройкам, преобладанием в орнаменте живописи над пластикой, особою роскошью отделок внутренности зданий, введением в живопись бытовых сцен. В тесном смысле — особого рода мозаика, в древности служившая для украшения, комнат и дворов.
Альфреско, фреско, ит., стенная живопись водяными красками; фрески — стенная живопись вообще.
Ампир (франц. Empire), французский стиль в изящных искусствах эпохи Наполеона I; наиболее ярко особенности стиля выразились в отделке мебели, бронзовых изделий, в декоративной живописи и костюме.
Арабески, род орнамента в архитектуре и живописи, причудливое сочетание листьев, цветов, животных и орудий, иногда людей и вымышленных фигур, процветали у арабов (мавров).
Арзамасская школа, живописи и иконописи была устроена Ступиным в Арзамасе Нижегородской губернии и существовала 1802—1861. Не давала большого художественного образования.
Асфальтовая краска (франц. Bitume), употребляется в масляной и акварельной живописи; темная краска.— Асфальтовый лак — раствор асфальта в терпентине, керосине или бензине, предохраняет железные изделия от ржавчины. Аурипигмент (опермент, мышьяковая обманка), желтоватого цвета минерал, соединение мышьяка с серою, AsS3 (Андреасберг, Валахия, Трансильвания, Малая Азия). Приготовляется также искусственно из мышьяка и серы. Употребляется в живописи, кожевенном деле.
Багет - гладкая или профилированная деревянная планка, предназначенная для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.
Барботин, 1) фаянсовое тесто для воспроизведения различных моделей. 2) Живопись по фаянсу огнеустойчивыми тертыми красками, покрываемыми затем муравою.3) Вазы с горельефами из цветов и листьев различной окраски.
Батальная живопись, военные сюжеты сражения, военные сцены, боевые эпизоды и пр. Баталист, художник, специализировавшийся на батальной живописи.
Батожок или муштабель, у живописцев длинная тонкая палочка с навернутою на один конец ее мягкою шишечкой, служит для упора руки во время рисования кистью.
Белила, белая краска различного состава: 1) свинцовые белила получаются действием углекислоты на уксуснокислый свинец, весьма распространенная в малярном деле и живописи краска, для чего растирается с вареным маслом (олифой), ядовита и от времени темнеет. Существует много сортов свинцовых белил: венецианские, голландские, гамбургские и др.—2) Баритовые белила, измельченный и отмученный тяжелый шпат, примешивается к свинцовым белилам.—3) Цинковые белила, порошок из окиси цинка, не темнеют.—4) Висмутовые белила, смесь мела и азотно-висмутовой соли, распространенное косметическое средство для кожи лица.—5) Венские белила, главная составная часть мел. Имеется много сортов белил и другого состава.
Бельведер, ит., 1) вышка дома или отдельная постройка, откуда открывается вид на окрестности.— Название многих дворцов и башен; самый знаменитый Бельведер Ватикана в Риме, где находится статуя Апполона Бельведерского. Бельведерский дворец в Варшаве; многие загородные дворцы в Европе.— Бельведерская галерея, богатое собрание картин в Австрии в летнем Бельведерском дворце, близ Вены; более 3000 картин старинной и новой живописи всех школ Европы.
Бельгийская живопись, возродилась после падения великой фламандской живописи XVII в., в 30-х годах XIX в. Густав Вапперс (Wappers) — основатель романтической школы. Его последователи: Галлэ (Gallait), Бьев (Biefve), Никэз де Кейцер (Nicaise de Keyzer), Слингенейер (Slingeneyer). Традиции созерцательного искусства возобновил Лейс (Leys); одухотворенность замыслов и широкий реализм манеры. К нему примыкали Бракелер (Braekeler), Гру (Groax), Ксавье Меллери (Mellery) и школа колористов, прославивших реалистическое бельгийское искусство: Фелисьен Ропс (Rops), Стивенс (Stevens), Буланже (Boulenger), Вергас (Verhas), Льевен де Винн (Lievin de Wynbe) и др. Отдельно стоит Вирц (Wiertz) с его знаменитыми картинами ужасов, пыток, физических страданий. Другие выдающиеся художники — портретисты и пейзажисты: Фурмуа (Fourmois), Портальс (Portaels), Эм. Ватере (Wauters), Вергейден (Verheyden) и др. Среди новейших бельгийских художников много отдельных групп (сепаративные выставки, журнальная полемика “Art Libre”, “Art Modernes”). Самая выдающаяся “Les Vingt”, расширившаяся в “Libre Esthetique”: проповедь индивидуализма, символизм освещения и выражения фигур. Лучшие художники этой школы: Енсор и Фердинанд Кнопф. Большое развитие прикладных искусств (иллюстрации, афиши).
Берлинская лазурь, синь, темно-синяя краска, получается при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль. Прочная, неядовитая краска в живописи, красильном деле, для синих чернил; с примесью крахмала приготовляется синька для синения белья. С примесью гипса, шпата, глины дает парижскую, франкфуртскую, прусскую и др. синь. При накаливании берлинской лазури получается коричневая берлинская краска.
Битюм или асфальт (bitume de Judee), коричневая краска, добываемая из смолы Мертвого моря. Употребляется в масляной живописи.
Болонская школа живописи, процветающая в конце XVI и весь XVII век. Главнейшие черты: господство формы над содержанием, техническое совершенство без вдохновенности. Но технические качества болонской школы велики — могучий колорит, мягкость тона, декоративность, совершенство отделки до мелочей. Основатели школы — братья Караччи: Людовико (1555—1619). Агостино (1557—1602), Анибале (1560—1609). Продолжатели Караччи: Гвидо-Рени (1575—1642), мастер колорита и световых эффектов, затем Доминикино, Франческо Альбани, Гверчино, Сассоферато (1608—85) и др.
Болюс, глина, состоящая из кремнекислого глинозема, с примесью окиси железа и воды, в трещинах и пустотах базальта. Употребляется в малярном деле, для полировки металлических изделий, мелких гончарных работ, для красных карандашей и др.—Сиенский болюс — лучший сорт охры (красной), употребляется в живописи. Прежде болюс был также лекарством (terra sigillata) и шел на амулеты.
Бристольская бумага (изабейская бумага), плотная картонная бумага для акварельной живописи и рисования карандашом.
Брусели, щипчики с пружиной, употребляемые в живописи на эмали.
Бытейское письмо, стар., комнатная живопись из библейской истории.
Велень (velin), parchemin vierge, особый, лучший сорт пергамента, выделываемый из кож ягнят, телят и козлят; полупрозрачен, гладок и бел и менее других сортов принимает желтизну. Преимущественно употребляется для миниатюрной живописи и рисования сухими красками.
Веронская земля, устойчивая зеленая краска (различных оттенков), употребляется в масляной, акварельной, гуашевой и фресковой живописи.
Водяные краски, растворимые в воде краски; употребляются в акварельной живописи (прозрачные краски) и в живописи гуашью (непрозрачные краски).
Высыхающие масла, льняное, конопляное, клещевинное, маковое, ореховое, обладающие способностью быстро засыхать на воздухе; употребляются на лаки и в живописи.
Выцветание 1) красок на тканях, изменение их цвета под влиянием солнечного света, зависит от прочности краски материала ткани.—2) В живописи, потускнение красок на картине, от продолжительного действия на нее света.—3) Образование белого налета на стенах сырых каменных домов от просачивающейся наружу воды, насыщенной содержащимися в стенах солями.
Гардери, франц., состав для живописи по стеклу и эмали из железных опилок и серы.
Гераниум-лак, употребляемый в живописи лак, добываемый из смолы и дегтя.
Гипс (селенит), минерал моноклиноэдрич. системы, простые кристаллы и типичные двойники (ласточкин хвост, галльские, парижские дв.). Твердость 2. Удельный вес 2, 2—2,4. Прозрачен и бесцветен, но часто и непрозрачен или окрашен в красный, желтый, бурый и черный цвета. Химич. состав CaSO4+2H2O— водная сернокислая известь. При нагревании немного выше 100° Ц. теряет воду, но снова быстро поглощает ее. Г. очень распространен в природе, встречается иногда пластами на громадном протяжении; в Европ. России Г. всюду, где развиты пермские образования: по Волге у Казани, выше Самары на Сев. Двине, в Бахмутском у. (Екатеринославской губерн.); в губерн. Псковской, Витебской, Лифляндской и др. Г. залегает в девонских отложениях, а в Подольской губернии, в третичных; много Г. и на Урале и на Кавказе, в цехштейнах сев. Германии, в триасовых отложениях южн. Германии, в окрестностях Парижа, в Галиции (Величка). Г. осадочная горная порода,— он осел из морской воды. Обожженный и превращенный в мелкий порошок Г., поглощая воду, приобретает свойство пластичности; употребляется для штукатурных работ (см. Алебастр), для приготовления цемента, искусственного мрамора, применяется в стеклянном и фарфоровом производстве, для отливки моделей в литейном производстве и скульптуре, также для изготовления статуэток, для хирургических повязок, в виноделии, для удобрения полей и др.
Граттаж (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
Грунт, нем. 1) почва; дно реки, озера, поря.—2) Основа ткани.—3) В живописи и малярном деле первая краска, наведенная на холст: подмазка; подмалевка стены, пола до окраски.—4) В рисунках и картинах тоже, что фон (см.).
Грунтовка, в живописи и малярном деле, наведение первой краски, подмазка или подмалевка для выравнивнивания шероховатостей полотна, стены и пр.
Гуашь, живопись водяными красками, непрозрачными и кроющими густо; краски растираются в воде с камедью или клеем и с примесью белил.—Полугуашь, род живописи, при котором в некоторых местах оставляют просвечивать белый грунт, а остальные части рисунка покрывают гуашью.
Декоративное искусство, обнимает отрасли архитектуры, живописи и скульптуры, мебельного, литейного, керамического, обойного и др. производств, служащие для украшения внешних и внутренних частей зданий и для убранства жилищ.
Декоратор 1) художник, пишущий театральные декорации.—2) Обойщик, драпировщик, со вкусом убирающий и обставляющий жилища обоями, драпировками, мебелью, коврами.
Декорация, в театре, разрисованные соответственным образом полотна, натянутые на деревянные подрамники с подставками и изображающие стены комнаты, здания, ландшафты и пр.— Декорационная живопись, отрасль искусства, специально занимающаяся театральными декорациями и, главным образом, принимающая в соображение перспективу и искусственное освещение сцены.
Дельфинин, употребляемая в живописи краска ультрамаринового цвета.
Драпировка, франц., 1) одежда, которою облекаются фигуры на картинах и в скульптуре.—2) Занавеси на дверях, окнах, стенах из разноцветных тканей и бахромы для украшения комнат.
Елеодорский воск, смесь воска с маслянной краской, употреблялся в живописи древних.
Ecce homo, “се человек”, в живописи изображение Христа в терновом венце, иногда и в багрянице; по евангелию от Иоанна (XIX, 5) слова эти сказал Пилат народу, указывая на Христа в терновом венце и багрянице. Сюжет Ecce homo Тициана, Гвидо Рени, Корреджио и др. в масляной живописи, Луки Лейденского в гравюре на меди, Рембрандта — офорт и др.
Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле. Лак мастичный - 30-процентный раствор смолы мастике в пинене. Лак даммарный - 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Лак копаловый - представляет "сплав" копаловой смолы и рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом.
Иконография, греч., описание изображений картин, портретов, изваяний какого-либо лица или события в живописи, гравюре, скульптуре, мозаике, на геммах, медалях: например, иконография Петра I, Наполеона I, Пушкина и тому подобное.
Импрессионизм, возникшее во второй половине XIX в. направление в европейской живописи, заключающееся в передаче общего впечатления (impression), которое краски предметов и фигур производит при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке. В противоположность прежним художникам, не знавшим различия между освещением фигур на воздухе (plein air) и комнатным освещением, импрессионисты стали исключительно стремиться к правде освещения, не заботясь почти о внутреннем содержании картин, пользуясь фигурами только для колоритных экспериментов. Основатель импрессионизма Эдуард Манэ (Manet); последователи: Дега (Degas), Ренуар, в пейзажной живописи Клод Монэ (Monet). Главное значение импрессионизма в освобождении живописи от условностей колорита, в развитии технических средств. Некоторые импрессионисты доходили до крайностей в стремлении к исключительному закреплению мимолетных световых ощущений. Отсюда эксцентричность многих картин. См. Duret, “Peintres impressionistes” (1878), Meier-Grafe (2-е издание 1904).
Каппонийские иконы, один из древнейших памятников русской живописи; календарь изображений русских святых целого года и главнейших праздников греческой церкви; писаны на 5 кедровых досках, образующих форму греческого креста. Каппонийские иконы, вывезенные из России духовником Петра, священником Герасимом Фокой, попали в Рим, к маркизу Каппони, от которого и получили свое название. Ныне в Ватиканской библиотеке.
Кармин, ярко красная краска, получается осаждением водного или щелочного раствора кошенили слабыми кислотами или кислыми солями; употребляется в живописи, ситцепечатании и пр.
Карминный лак, получается прибавлением к щелочному отвару кошенили, квасцов или оловянной соли; употребляется в обойном производстве и типографском деле.
Карнация - живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.
Коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
Колорит, 1) в живописи оттенок красок; 2) оттенок, тон в беллетристическом произведении.
Коропластика - изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.
Краски, 1. Минеральные, готовятся из природных минералов и руд или помощью различных химических операций; употребляются в малярном и обойном производствах. 1) Белые краски: белила (см.).—2) Красные краски: киноварь, колькотар, сурик, кассиев пурпур, охра, реальгар и др.—3) Желтые краски: охра, сернистый кадмий и др.—4) Зеленые краски: Брауншвейгская зелень, ярь-медянка и др.—5) Синие краски: ультрамарин, кобальтовая синяя.—6) Черные краски состоят, главным образом, из угля или сажи.—II. Краски органические естественные, получаются извлечением пигментов, находящихся в различных частях растений, причем пигмент подвергается ферментации (марена, вайда, куркума, орлеан, красное дерево, сандал, индиго, сафлор, кампеш, кверцитрон и друг.), также от пигментов животного происхождения (кошениль, сепия).—III. Краски органические искусственные, получаются, главным образом, из бензола и антрацена и их гомологов и производных. Сюда относятся: 1) анилиновые (розанилиновые) краски: а) фуксин (см.); б) анилиновый фиолет, получают нагреванием анилина с йодистым метилом или этилом или розанилина с метиловым спиртом и соляной кислотой; предст. фиолетовую краску с синим оттенком; в) анилиновая синь, получается нагреванием розанилина с чистым анилином и бензойной кислотой и последующей обработкой серной кислотою; натровые соли получена, сульфокислот окраш. в синий цвет шерсть, шелк и хлопок; г) анилиновая зелень, получ. нагреван. йодного фиолета с избытком йодистого метила, употребл. для окраски шелка в зелен. цвет. в последнее время заменяется более дешевою метиловой зеленью; д) фенольные краски — кораллин, получ. кипячением смеси фенола (3 ч.), щавелевой кисл. (2 ч.) и серной кисл. (0,5 ч.), состоит из аурина, розоловой кислоты и др. пигментов; щелочные растворы полученной сульфосоли употр. для окраш. тканей в малиново-красный цвет; есть и др. фенольн. К.; е) фталевые краски — антраценовая зелень, или церулеин, получ. нагреванием галлеина с крепкой серной кислотой; щелочн. раств. сульфосоли с глиноземн. и хромов. протравами дает оливково-зеленые лаки, прочные относительно света и мыла.—2) Азокраски, получ. действием солей диазосоединений на различные амины и фенолы, окрашивают прочно и без протравы шерсть и шелк в различные цвета; для хлопка требуется протрава танином или рвотным камнем: а) азобензол и амидоазобензол образ. непрочные красные К.; производные их сульфосолей и солей других кислот дают прочные желтые К.: прочная желть, хризоилин, тропеолин и др.; б) для получен. прочных оранжевых и красных К. служат производные нафталина: тропеодины, роцелины, понсо, пурпуры, бордо и хромотроны; в) бензилиновые К. представл. производн. бензилина и окрашив. без протравы прямо из мыльной ванны все ткани (и хлопок), с другой стороны, сами могут служить протравами для других красок, сюда относятся: конго, хризамин и др.—3) Антраценовые пигменты получ. из производных ализарина: а) антрапурпурин — красная К., б) флавопурпурин — желтая К.; в) антрагаллол получ. отнятием воды от смеси бензойной и галловой кислот; с хромов. и глиноземн. солями дает прочные коричневые лаки; г) ализарин. бордо получ. действ. дымящ. серной кислоты на ализарин, с хромов. протрав. окрашив. шерсть в пунцовый цвет; д) ализариновый оранж получ. нитрованием раствора ализарина в нитробензоле, дает красив. и прочные цвета с глиноземн. и оловянными протравами; е) ализариновую синь получ. нагрев. пигмента (д) с глицерином и серн. кисл.; щелочн. раствор сини окраш. шерсть и хлопок на хромов. протравив прочн. синий цвет; ж) ализариновую зелень получ. обработкой пигмента (е) серным ангидридом.—4) Нитропигменты получ. нитрованием фенолов и предст. преимущественно желтые и оранжевые краски, сравнительно непрочные: пикриновая кислота, желть Марциуса и др. Вообще с каждым годом число искусствен. органич. К. увеличивается.— По способу приготовления К. для живописи различают сухие краски (карандаши, пастель), замешанные на воде (акварель), на клее (клеевая К.) и на олифе (масляная К.).
Кракелюр (от франц. craquelure - мелкая трещина) - трещина красочного слоя в произведениях живописи.
Кракле (от франц. craquele) - сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий, созданная для декоративного эффекта.
Лессировка (от нем. lasierung - покрытие глазурью) - прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.
Люстр - тонкая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска.
Марина, (вид живописи) морской вид в живописи;— маринист, живописец, изображающий море.
Мастихин (с итал. mestichino - шпатель) - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.
Миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.
Моделировка (от франц. modeler - лепить) - передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется светотенью с учетом перспективного изменения форм.
Монохромия (от греч. моно - один и chroma - цвет) - одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.
Пальметта, мотив орнаментики, развившийся особенно у греков. Состоит из стилизованного листа пальмы, покоящегося на двух волютах. Встречается как в архитектуре, так и в живописи ваз.
Пейзаж, франц., ландшафт, нем., род живописи, занимающейся изображением видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием. Главнейшие направления пейзажной живописи: 1) романтическое; на первый план выступает субъективное переживание художника: религиозное чувство, восторг пред красотою природы и пр., отсюда некоторая приукрашенность действительности; 2) реалистическое и натуралистическое; спокойная и правдивая передача природных тонов и красок, причем на первый план выдвигаются отдельные мотивы: характерность дневного, вечернего или лунного освещения, сочность зелени, прозрачность воздуха, переливы воды и пр.; 3) импрессионизм (см.); 4) стилизованный пейзаж. Отдельный вид пейзажа составляет марина (см.).
Покрывные лаки служат для покрытия, масляной и темперной живописи. Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма. Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный.
Пляска смерти (Chorea machabaeorum, Danse macabre, Todtentanz), аллегорическое изображение смерти в лицах в западноевропейском искусстве. Пляска смерти изображается или трагически (могущественный царь в борьбе с родом людским, земледелец, поливающий поле жизни кровью), или юмористически (смерть в виде злорадного музыканта, заставляющего всех танцевать под свою дудку). Пляска смерти была сюжетом сценических представлений (диалоги смерти с 24 лицами) в средневековой Франции и изображений в живописи. Существует множество гравюр с изображением пляски смерти, с стихотворным текстом и без него. Самая знаменитая — Ганса Лютценбургера с рисунков Гольбейна Младшего — серия из 58 листов (лучш. изд. 1879). Азбука Гольбейна с изображением пляски смерти, гравированная Леделем (изд. Эллисена 1849). Wessely, “Die Gestalten des Todes etc. in der darstellenden Kunst” (1876); Gotte, “Holbeins Todtentanz etc.” (1897).
Полихромия, греч., раскраска архитектурных и скульптурных произведений в разные цвета. В греческой архитектуре употреблялась постоянно при украшении триглифов, метопов, плоскости фронтона и карнизов. На статуях раскрашивались одежда, губы, волосы, зрачки глаз. В средние века применялась также, особенно в готической архитектуре и в скульптуре. В эпоху Возрождения известны скульптурные работы семейства della Robbia из раскрашенной глазированной глины (майолика) во Флоренции; по в архитектуре, начиная с этой эпохи, П. почти исчезает и появляется лишь в первой пол. XIX в. В конце XIX в. были попытки вновь ввести полихромию в скульптуру.
Портрет, изображение человека в живописи или скульптуре (а также фотографический снимок), воспроизводящее оригинал в точности, со всеми чертами внешности и индивид. характера. У греков портретная скульптура появилась лишь в V в. при Перикле; от римлян дошло множество великолепных портретных бюстов. В живописи итальян, и нидерланд. школы дали замеч. образцы портретов. В новое время портретная живопись достигла высокого совершенства во Франции, Англии, Германии и России.
Секко или аль-секко, итал., 1) живоп., способ стенной живописи клеевыми красками по высохшей штукатурке, в противоположность альфреско, то есть по сырому грунту; краски секко держатся непрочно.—2) В. музыке Secco - сухо, отрывисто.
Сепия, 1) каракатица (см.).—2) Коричневая краска, приготовляемая из высушенной жидкости, добываемой из околосердечной полости каракатицы, употребляется в акварельной живописи и на приготовление китайской туши. — Сепия искусственная, ульмин, коричневый кармин, получают кипячением едкого кали с крепким спиртом и др. способами.
Сецессионисты, 1) в искусстве, преимущественно живописи, и декоративной промышленности, направление, характеризующееся отступлением от классических образцов (необычайная яркость и фантастическ. сочетание красок, мотивов и пр.).— См. Символизм.—2) Полит., см. Национал-либералы.
Стереохромия, род стенной живописи, изобретенной Фуксом и Шлоттгауером в Мюнхене 1846, в существенном напоминает фрески; картину, написанную по сухому грунту минеральными красками, покрывают растворимым стеклом; ожидания особой прочности не оправдались, и ныне более не употребляется.
Суздальская живопись, ироническое название плохой живописи; от распространенного в Суздальском и соседних уездах ремесла писания дешевых, но далеко не художественных икон.(энциклопедия Брокгауз и Эфрон)
Триптих, икона-складень, состоящая из трех частей: среднее изображение и два боковых; особенно распространены были в Западной Европе XIV—XVI в.; теперь и в светской живописи.(энциклопедия Брокгауз и Эфрон)
Ультрамарин, яркая синяя краска, получ, из лазуревого камня (см.). Ультрамарин фабрикуется искусственно, служит для набивания тканей, в живописи, в книгопечатании, для подсинивания белья.
Фотоскульптура, применение фотографии к скульптуре, предложенное французским скульптором, В. де-Мариньяком. Предмет рассекается мысленно плоскостями, проходящими через одну линию — ось. Если плоскости сечений составляют углы, например, в 45°, то получают 4 очертания; снимают их фотографией, потом складывают так, чтобы они, пересекаясь, отстояли на 45°, и заполняют угловые пространства вплоть до очертаний какой-нибудь массою. Получается статуя, совершенно похожая на оригинал.
Хромпик, кронпик, двухромокалиева соль, кислый хромовокислый калий, красная хромовая соль. Употребляется в красильном деле, в живописи и малярном мастерстве для получения хромовой кислоты и пр.
Энкаустика, греч., у древних греков и римлян способ живописи восковыми красками. Образцы энкаустики сохранились в Помпее и Геркулануме. Состав красок неизвестен.
Этюд, франц., 1) очерк, упражнение. 2) Род небольшого музыкального сочинения, предназначенного для развития техники в игре или пении. 3) В живописи набросок более или менее законченный.
|
 АНОНС МСХ
28.11.2024
ЗАЯВКИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВОК ПРИНИМАЮТСЯ В СЕКЦИЯХ МСХ!!!
27.11.2024
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН НА 2025 год. В течение года в план могут вноситься изменения. (Первые два дня выставки являются днями заезда, экспозиции и монтажа, последний день - демонтаж)
18.04.2022
Реквизиты для дистанционной оплаты взносов и коммунальных услуг за мастерские.
20.06.2021Избранные проекты МСХ в 3D.
«ОБЪЕКТ» (23 июня - 01 июля 2023г. Кузнецкий Мост, 11)
«Паспорт монументалиста» (10 – 20 июня 2021г. Кузнецкий Мост, 11)
«В Голове Художника» (16 - 27 апреля 2019г. Кузнецкий Мост, 11)
Выставка Владислава Федорова (12 - 24 ноября 2018г. Тверская-Ямская,20)
«Мир детства» (5 - 21 ноября. 2018г. ЦДХ) «СВЯТЫЕ и ХУДОЖНИКИ: диалоги времён» (25октября – 4 ноября 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
«Спорт в искусстве» (18 – 30 июня 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
Яна Поклад «Бабье лето. Живопись». (3 - 15 августа 2017г. Тверская-Ямская, 20)
Как опубликовать работы на нашем сайте
Уважаемые художники, члены МСХ, вы можете опубликовать 9 фотографий ваших работ на нашем сайте. Подробнее...
Как вступить в Союз художников
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ в МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ Подробнее...
О размере членских взносов с 2024г.
О размере членских взносов с 2024г.
НОВОСТИ МСХ
15.05.2025"Очевидцы Победы"
 Новый выставочный зал на Нижней Масловке, 18. Выставка открыта с 11 по 22 мая.
На выставке представлены картины написанные во время Великой Отечественной войны. Авторы кортин и рисунков: Пластов, Цыплаков, Финогенов, Горский, Коновалов и другие художники.

14.05.2025МОС АРТ ФОТО
 С 19 по 24 мая 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (ул. Рождественка, д.6/9/20, стр.1/ул. Кузнецкий мост, 20/9/6, стр.1) состоится открытие выставки современной фотографии «МОС АРТ ФОТО», организатор которой отделение ПРОМГРАФИКА Московского Союза художников.

13.05.2025«Московская пастель»
 С 26 по 31 мая 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (ул. Рождественка, д.6/9/20, стр.1/ул. Кузнецкий мост, 20/9/6, стр.1) состоится групповая выставка «Московская пастель».

12.05.2025"Стечение обстоятельств"
 С 20 по 31 мая в выставочном зале Товарищества Живописцев МСХ пройдет выставка "Стечение обстоятельств", объединившая трех московских художников: Кузьмина Романа, Иванову Александру и Хайлову Елену.

12.05.2025«КОМПОЗИЦИОННЫЕ ШТУДИИ. ЗА ГРАНЬЮ ОЧЕРТАНИЙ»
 Эта выставка представляет собой результаты творческого освоения группой художников различных учебных методик, которые касаются работы с цветом, тоном и композицией. Мы хотим показать, каким образом это работает для решения разных творческих задач, раскрытия различных тем и индивидуальностей, как это может обогатить творческий инструментарий разных художников.

09.05.2025«Олег Лошаков – художник и педагог»
 12 мая – 17 мая 2025, Выставочный зал МСХ, Москва, ул. Рождественка д.6/9/20, стр.1/Кузнецкий Мост, 20. Выставка организована при поддержке Московского союза художников и приурочена к 35-летию Российской Государственной специализированной академии искусств (РГСАИ). На выставке представлены работы мастера и его выпускников.

30.04.2025«Грани Победы»
 С 8 по 17 мая 2025 г. в двух залах Московского Союза художников — в Московском Доме художника на Кузнецком Мосту, 11 и Галерее живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, д. 20 будет показан выставочный проект «Грани Победы». посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

29.04.2025НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!
 Московский Союз художников, Секция плаката МСХ, Товарищество плакатистов при поддержке Департамента культуры города Москвы к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне представляют выставку НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!

22.04.2025«Книга и ксилография»
 Управление книжными фондами (библиотека) Российской академии художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ, академика РАХ Михаила Михайловича Верхоланцева «Книга и ксилография», где будет представлена продольная и торцовая гравюра на дереве.
Сроки экспонирования: 15 мая - 15 июня 2025 года Место экспонирования: библиотека Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) Часы работы: понедельник-пятница, с 11:00 до 16:00. Вход свободный.

22.03.2025«За Родину! За Сталина!»
 Московский Союз Художников представляет художественную выставку, посвященную 80-летию Победы, народного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения, профессора кафедры Искусства графики РГХПУ им. С.Г. Строганова Петра Петровича Козорезенко «За Родину! За Сталина!».

|