СТАТЬИ
Дар колориста. К 100-летию русского живописца Владимира Гаврилова
Художник Владимир Николаевич Гаврилов (1923-1970) принадлежит к поколению советских художников, юность которых пришлась на годы Великой Отечественной воны. И, казалось бы, застав героическое время, он должен был отразить эту суровость в своем искусстве. Однако именно его можно считать русским импрессионистом, столь тонко чувствующим цвет, и столь же утонченно выразившим это в своей живописи. Безусловно, в его сюжетах есть военные темы, но запомнился он иным: легкой, звучащей, светоносной живописью, удивительной для человека, испытавшего в жизни тяжелые моменты и глубокие переживания. И чтобы это все выразить, конечно, нужен дар колориста.
Сохранились свидетельства, что самобытное художественное дарование Володи проявилось очень рано. С детских лет его окружал быт московской интеллигентной семьи, а рассказы отца-геолога о русской природе способствовали интересу к окружающему миру, ко всему прекрасному в нем. Первым же серьезным увлечением Володи стала именно музыка, которая сохранилась в его жизни навсегда: его жена Ассанетта Егиссерян и младший сын Андрей – были музыкантами. Старший сын Игорь – художником.
Однако мы знаем, что судьба определила Владимиру Гаврилову все-таки путь живописца. В начале Великой Отечественной войны состоялась эвакуация его художественной школы в Башкирию – в село Воскресенское. Именно в те годы в Воскресенском начинали свой путь в искусство Г.М. Коржев, А.П. Ткачев, В.И. Иванов, П.П. Оссовский, И.А. Попов, В.Ф. Стожаров, И.В. Сорокин, А.А. Тутунов. Целеустремленность, дисциплина вошли здесь в сознание будущих художников. Здесь, в среде одаренных ребят и под руководством таких выдающихся педагогов, как М.В. Добросердов, Г.М. Шегаль, В.В. Почиталов, А.П. Шорев, Н. А. Коренберг и формировался талант будущего живописца Гаврилова. Когда он переступил порог Московского государственного художественного института, ему исполнилось двадцать два. И это был серьезный и духовно сформировавшийся человек. Годы войны определили его отношение к жизни, к искусству, к профессии художника. По иронии судьбы институт еще не имел своего здания и размещался в помещении Оперной студии имени П.И. Чайковского и Театрального училища имени Б.В. Щукина. Таким образом, будущие певцы, музыканты, артисты и художники жили одной семьей.
Как известно, мастерство передается из поколения в поколение, и в творческом освоении наследия большую роль сыграли художники, начинавшим свой путь еще при жизни Репина, Сурикова, Врубеля, Нестерова, Серова и Коровина. Этот бэкграунд безусловно дает характеристику и ключи к пониманию творчества Владимира Гаврилова. Среди его наставников были И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Осмеркин, М.Г. Манизер, Н.В. Томский, Е.А. Кибрик, Д.М. Мочальский. В итоге, имея таких учителей, Гаврилов оставил нам очень богатое наследие. Его лучшие полотна вошли в собрания многих музеев страны, в том числе Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. В 1968 году Гаврилов был удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР». В 1971 году его картины «Дмитрий Федорович с приемным сыном», «За родную землю» и «Радостный март» были отмечены Государственной премией РСФСР им. И.Е. Репина. В наши дни зрителю представлена расширенная экспозиция его произведений в честь 100-летия художника, проходящая в этот юбилейный для него год в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10).
Известно, что Гаврилов был также и теоретиком, поэтому многие свои эстетические рассуждения он изложил в статьях и эссе. Например, в работах: «Мысли о профессии художника», «Дар колориста», «Так рождается замысел», «Оптимизм подлинный и мнимый», «Целеустремленность творчества», «Мои любимые произведения», «Верность» и некоторых других. Приводимые в тексте ниже цитаты художника взяты из его теоретических трудов.
С юных лет Владимир Гаврилов особенно ценил пейзаж средней русской полосы. Важную роль сыграла и «Академическая дача». Этот Дом творчества, расположенный недалеко от городка Вышний Волочек, действительно оказал на Гаврилова большое влияние.
Стоит лишь пристально посмотреть на картины Владимира Гаврилова, и становится понятно, что это художник, обладающий глазом колориста, владеющий живой формой. Он способен написать человека в любой среде и обстановке, а природу передает в данном конкретном состоянии. Поэтому его редкий колористический дар можно характеризовать как «светопись», полную психологизма. Именно поэтому Владимира Гаврилова можно назвать русским импрессионистом. Гаврилов часто писал импульсивными густыми красками, а его чуткое и острое зрение колориста различало мерцание и переливы красок изображаемого – от пейзажа до жанра.
Художник-колорист организует и выстраивает наши зрительные впечатления в определенную систему, в результате чего мы и получаем достоверное представление об изображенных предметах: их материальности, положение в пространстве картины, о предметном цвете, о жизни этого цвета в реальной среде и пространстве. И эта творческая практика свидетельствует о целенаправленном утверждении принципов именно такого единого метода живописной разработки натуры.
Показательно его маштабное полотно «За родную землю» (1959). К этому времени мастер окончательно утвердился в своем методе создания сюжетно-тематических композиций драматического содержания. В процессе над работой художник писал: «Мне доставляет радость видеть то, что рождается непосредственно на холсте, а не повторять в увеличенном виде сделанное».
Далее рассмотрим еще несколько картин, которые вошли в экспозицию в ГТГ. Например, картина «Кафе. Осенняя непогода» (1962). Содержание картины не ограничивается образом молодой женщины, погруженной в размышления. Здесь – образ события, судьбы человека. Как горячее признание в любви воспринимается эта сцена в уютном уголке вечернего кафе. Спокойная поза сидящей, ее светло-лимонная легкая кофточка и золотисто желтая юбка, свободно спадающие на плечи темно-рыжие волосы, кажется, излучают тепло охватившего женщину настроения, и настрой самого художника, незримо наблюдающего за происходящим. Отсюда начинается открытие: мы видим и чувствуем ощущение ожидания, беспокойства и непредсказуемости живого течения времени и мгновений жизни. Начинаешь вдруг различать богатство красок, движение теней и тусклое зарево света над темными силуэтами домов ночного города, в которых вспыхивают пятна освещенных окон, за которыми теплятся огни еще каких-то судеб.
Интересной для эстетического анализа может служить еще одна его картина - «Лесные колокольчики» (1965). В полевых цветах заключен образ лета: в букете среди ярких васильковых тонов мерцает зрелая густая зелень их стеблей, которые полны свежести и силы. Легкая серовато-серебристая воздушность окутывает предметы, неяркая зелень за окном передают настроение спокойного созерцания вечерней тишины.
Его живопись всегда передается во всю силу: пастозная, с эмоциональной нагрузкой, звучная и сложная. Такой уровень сложности содержания возможно достигался Гавриловом тем, что на уровне замысла он уже чувствовал сюжет. Сам художник говорил так: «Я свою будущее картину уже всю вижу, до сантиметра». Хотя само произведение искусства в итоге – открыто и как будто постоянно меняется. Однажды он даже написал: «Я больше всего любуюсь в жизни цветовым сочетанием с их удивительной гармоничностью. Меня привлекает и душевная частота, теплота людей, и колористическое, цветовое богатство всего, что нас окружает». Гаврилов действительно был способен одухотворить даже самый простой мотив, а в обычной постановке он открывал богатство и многозначность психологических оттенков состояния модели. Поэтому Владимира Гаврилова и считают тонким колористом!
Еще более утонченной и нежной может показаться еще одна затрагиваемая им тема — это тема материнства. Так, и в настоящей экспозиции представлена работа «Ожидание. Начало жизни» (1962). Женщина в ожидании дитя держит перед собой цветок выражая тем самым ее особую миссию и ответственность перед будущей жизнью. Работа излучает невероятный свет, будто сама искрится, играет солнечными бликами. Завершить обзор можно картиной «Свежий день» (1958). Кстати, за эту картину в 1959 году художник был награжден золотой медалью на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, а в 1971 году – Государственном премией РСФСР им. И.Е. Репина. Эта картина удивительна и легка как все творчество Гаврилова. В ней столько света, что он проникает во все, что окружает картину, включая и нас – зрителей. Это обилие воздуха и света выражено художником без самого изображенного солнца – мы вместе с героиней также купаемся в его свежих отраженных лучах. Сюжет простой: берег реки, лодка и девушка. Глаза ее прикрыты, она смеется и переполнена силой своих чувств. Ее белая косынка прозрачна, желтый жакет и белая юбка, затянутая силуэтом изящного черного пояса, передает утонченность ее фигурки. Неожиданный ракурс, нарочитая композиционная небрежность на полотне создают иллюзию случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность сиюминутного впечатления. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение той самой динамики, внутренней энергии картины, ее ритма во времени.
В этом, собственно, и проявляется классическое мастерство художника: огромная подготовительная работа не видна в завершенном произведении. У зрителя возникает ощущение необыкновенной легкости, импровизационной непосредственности исполнения. Возможно поэтому его картины понятны нам и сегодня: они вызывают живые и очень понятные нам эмоции и переживания, как музыка. Не случайно, ко многим картинам художника можно подобрать музыкальный эквивалент. Когда на телевидении готовилась передача о его творчестве и в связи с этом обсуждался вопрос о музыкальном сопровождении зрительного ряда, сам художник выразил желание, чтобы рассказ о картине «Радостный март» (1960) сопровождал Первый концерт для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского.
Его живопись исполнена внутренней гармоничности в силу того, что цвет в его картинах действительно «звучит» или «поет» согласно фразе самого Гаврилова: «колорит в композиции есть тогда, когда все поет вместе». В этом и заключается дар колориста! «Мне думается, - писал Гаврилов, - что уже при первом взгляде на картину, когда еще не успеваешь вникнуть в ее содержание, на зрителя прежде всего должен воздействовать ее колористический строй, вызывать определенное состояние, идентичное переживанию ее создателя. Тем глубже постигает зритель содержание, острее чувствует идею, которую вложил в свое произведение». Этот принцип Гаврилов последовательно проводил в своем творчестве, доказывая, что, следуя реалистической традиции русского искусства, можно успешно решать насущные проблемы живописи, которые способны полнозвучно помогать нам выражать наши мысли и чувства.
Анастасия Данилочкина
Посвящаю эту статью врачу-хирургу Станиславу Берелавичусу. Хирургия - тоже искусство, которое творится и руками, и сердцем, и душой.
 . 
 . 
|
 АНОНС МСХ
28.11.2024
ЗАЯВКИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВОК ПРИНИМАЮТСЯ В СЕКЦИЯХ МСХ!!!
27.11.2024
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН НА 2025 год. В течение года в план могут вноситься изменения. (Первые два дня выставки являются днями заезда, экспозиции и монтажа, последний день - демонтаж)
18.04.2022
Реквизиты для дистанционной оплаты взносов и коммунальных услуг за мастерские.
20.06.2021Избранные проекты МСХ в 3D.
«ОБЪЕКТ» (23 июня - 01 июля 2023г. Кузнецкий Мост, 11)
«Паспорт монументалиста» (10 – 20 июня 2021г. Кузнецкий Мост, 11)
«В Голове Художника» (16 - 27 апреля 2019г. Кузнецкий Мост, 11)
Выставка Владислава Федорова (12 - 24 ноября 2018г. Тверская-Ямская,20)
«Мир детства» (5 - 21 ноября. 2018г. ЦДХ) «СВЯТЫЕ и ХУДОЖНИКИ: диалоги времён» (25октября – 4 ноября 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
«Спорт в искусстве» (18 – 30 июня 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
Яна Поклад «Бабье лето. Живопись». (3 - 15 августа 2017г. Тверская-Ямская, 20)
Как опубликовать работы на нашем сайте
Уважаемые художники, члены МСХ, вы можете опубликовать 9 фотографий ваших работ на нашем сайте. Подробнее...
Как вступить в Союз художников
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ в МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ Подробнее...
О размере членских взносов с 2024г.
О размере членских взносов с 2024г.
НОВОСТИ МСХ
12.02.2025«МОСКОВСКАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ»
 14 выставка группы художников «Московский пленэр»
В Центре московского долголетия «Раменки» (г. Москва, Мичуринский проспект, д. 31, к. 1) открывается небольшая экспозиция живописных произведений художников группы «Московский пленэр».

12.02.2025Выставка Юрия Шибанова к 80-летию
 С 20 по 25 февраля 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (ул. Рождественка, д.6/9/20, стр.1/ул. Кузнецкий мост, д. 20/9/6, стр.1) пройдет юбилейная выставка работ Юрия Шибанова к 80-летию со дня рождения художника.

12.02.2025«Душа в цветах и красках»
 Работы московской художницы Натальи Давыдовой впервые покажут в Богородицком дворце-музее. Отктытие выставки 14 февраля в 15:00. 6+ До 30 марта

10.02.2025«Дом творчества Виктора Попкова»
 С 11 по 22 февраля 2025 года в Выставочном зале Товарищества живописцев Московского союза художников (1-я Тверская-Ямская, 20) пройдет выставка «Дом творчества Виктора Попкова», большой и многообразной в своих проявлениях творческой династии, охватывающей три поколения.

08.02.2025«ПОВЕРХНОСТИ»
 С 9 по 21 февраля 2025 г. в залах МСХ на Старосадском пер., 5 пройдет групповая выставка «ПОВЕРХНОСТИ».
Данная группа художников собрана вместе не случайно. Представителей нескольких поколений, выходцев из различных профессиональных школ и городов объединяет любовь к керамическим поверхностям, любовь к огню и эксперименту. На выставке будут и приглашенные коллеги, работающие с текстилем и стеклом.

06.02.2025«С нами Бог!»
 Ассоциация художников монументалистов и Секция художников монументалистов Московского союза художников представляют выставку «С нами Бог!», посвященную проявлению Божественного в сложные времена для нашей Родины.

06.02.2025«Весенняя волна»
 С 26 февраля по 15 марта 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (ул. Рождественка, д.6/9/20, стр.1/ ул. Кузнецкий мост, 20/9/6, стр.1) состоится очередная выставка Олега Тимошина «Весенняя волна».

23.01.2025«В.В. НАДЕЖИН – 75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ, 50 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
 ВЫСТАВКА-ФОРУМ: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ: СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ, СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ВРЕМЕНИ» (ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «В.В. НАДËЖИН – 75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ, 50 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
Даты проведения: 13-16 февраля 2025 года Место проведения: Выставочный зал Московского Союза художников «Кузнецкий мост, 20» по адресу ул.Рождественка, д.6/9/20, стр.1. Проезд до станций метро: «Кузнецкий мост», «Лубянка».

|