СТАТЬИ
Дар колориста. К 100-летию русского живописца Владимира Гаврилова
Художник Владимир Николаевич Гаврилов (1923-1970) принадлежит к поколению советских художников, юность которых пришлась на годы Великой Отечественной воны. И, казалось бы, застав героическое время, он должен был отразить эту суровость в своем искусстве. Однако именно его можно считать русским импрессионистом, столь тонко чувствующим цвет, и столь же утонченно выразившим это в своей живописи. Безусловно, в его сюжетах есть военные темы, но запомнился он иным: легкой, звучащей, светоносной живописью, удивительной для человека, испытавшего в жизни тяжелые моменты и глубокие переживания. И чтобы это все выразить, конечно, нужен дар колориста.
Сохранились свидетельства, что самобытное художественное дарование Володи проявилось очень рано. С детских лет его окружал быт московской интеллигентной семьи, а рассказы отца-геолога о русской природе способствовали интересу к окружающему миру, ко всему прекрасному в нем. Первым же серьезным увлечением Володи стала именно музыка, которая сохранилась в его жизни навсегда: его жена Ассанетта Егиссерян и младший сын Андрей – были музыкантами. Старший сын Игорь – художником.
Однако мы знаем, что судьба определила Владимиру Гаврилову все-таки путь живописца. В начале Великой Отечественной войны состоялась эвакуация его художественной школы в Башкирию – в село Воскресенское. Именно в те годы в Воскресенском начинали свой путь в искусство Г.М. Коржев, А.П. Ткачев, В.И. Иванов, П.П. Оссовский, И.А. Попов, В.Ф. Стожаров, И.В. Сорокин, А.А. Тутунов. Целеустремленность, дисциплина вошли здесь в сознание будущих художников. Здесь, в среде одаренных ребят и под руководством таких выдающихся педагогов, как М.В. Добросердов, Г.М. Шегаль, В.В. Почиталов, А.П. Шорев, Н. А. Коренберг и формировался талант будущего живописца Гаврилова. Когда он переступил порог Московского государственного художественного института, ему исполнилось двадцать два. И это был серьезный и духовно сформировавшийся человек. Годы войны определили его отношение к жизни, к искусству, к профессии художника. По иронии судьбы институт еще не имел своего здания и размещался в помещении Оперной студии имени П.И. Чайковского и Театрального училища имени Б.В. Щукина. Таким образом, будущие певцы, музыканты, артисты и художники жили одной семьей.
Как известно, мастерство передается из поколения в поколение, и в творческом освоении наследия большую роль сыграли художники, начинавшим свой путь еще при жизни Репина, Сурикова, Врубеля, Нестерова, Серова и Коровина. Этот бэкграунд безусловно дает характеристику и ключи к пониманию творчества Владимира Гаврилова. Среди его наставников были И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Осмеркин, М.Г. Манизер, Н.В. Томский, Е.А. Кибрик, Д.М. Мочальский. В итоге, имея таких учителей, Гаврилов оставил нам очень богатое наследие. Его лучшие полотна вошли в собрания многих музеев страны, в том числе Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. В 1968 году Гаврилов был удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР». В 1971 году его картины «Дмитрий Федорович с приемным сыном», «За родную землю» и «Радостный март» были отмечены Государственной премией РСФСР им. И.Е. Репина. В наши дни зрителю представлена расширенная экспозиция его произведений в честь 100-летия художника, проходящая в этот юбилейный для него год в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10).
Известно, что Гаврилов был также и теоретиком, поэтому многие свои эстетические рассуждения он изложил в статьях и эссе. Например, в работах: «Мысли о профессии художника», «Дар колориста», «Так рождается замысел», «Оптимизм подлинный и мнимый», «Целеустремленность творчества», «Мои любимые произведения», «Верность» и некоторых других. Приводимые в тексте ниже цитаты художника взяты из его теоретических трудов.
С юных лет Владимир Гаврилов особенно ценил пейзаж средней русской полосы. Важную роль сыграла и «Академическая дача». Этот Дом творчества, расположенный недалеко от городка Вышний Волочек, действительно оказал на Гаврилова большое влияние.
Стоит лишь пристально посмотреть на картины Владимира Гаврилова, и становится понятно, что это художник, обладающий глазом колориста, владеющий живой формой. Он способен написать человека в любой среде и обстановке, а природу передает в данном конкретном состоянии. Поэтому его редкий колористический дар можно характеризовать как «светопись», полную психологизма. Именно поэтому Владимира Гаврилова можно назвать русским импрессионистом. Гаврилов часто писал импульсивными густыми красками, а его чуткое и острое зрение колориста различало мерцание и переливы красок изображаемого – от пейзажа до жанра.
Художник-колорист организует и выстраивает наши зрительные впечатления в определенную систему, в результате чего мы и получаем достоверное представление об изображенных предметах: их материальности, положение в пространстве картины, о предметном цвете, о жизни этого цвета в реальной среде и пространстве. И эта творческая практика свидетельствует о целенаправленном утверждении принципов именно такого единого метода живописной разработки натуры.
Показательно его маштабное полотно «За родную землю» (1959). К этому времени мастер окончательно утвердился в своем методе создания сюжетно-тематических композиций драматического содержания. В процессе над работой художник писал: «Мне доставляет радость видеть то, что рождается непосредственно на холсте, а не повторять в увеличенном виде сделанное».
Далее рассмотрим еще несколько картин, которые вошли в экспозицию в ГТГ. Например, картина «Кафе. Осенняя непогода» (1962). Содержание картины не ограничивается образом молодой женщины, погруженной в размышления. Здесь – образ события, судьбы человека. Как горячее признание в любви воспринимается эта сцена в уютном уголке вечернего кафе. Спокойная поза сидящей, ее светло-лимонная легкая кофточка и золотисто желтая юбка, свободно спадающие на плечи темно-рыжие волосы, кажется, излучают тепло охватившего женщину настроения, и настрой самого художника, незримо наблюдающего за происходящим. Отсюда начинается открытие: мы видим и чувствуем ощущение ожидания, беспокойства и непредсказуемости живого течения времени и мгновений жизни. Начинаешь вдруг различать богатство красок, движение теней и тусклое зарево света над темными силуэтами домов ночного города, в которых вспыхивают пятна освещенных окон, за которыми теплятся огни еще каких-то судеб.
Интересной для эстетического анализа может служить еще одна его картина - «Лесные колокольчики» (1965). В полевых цветах заключен образ лета: в букете среди ярких васильковых тонов мерцает зрелая густая зелень их стеблей, которые полны свежести и силы. Легкая серовато-серебристая воздушность окутывает предметы, неяркая зелень за окном передают настроение спокойного созерцания вечерней тишины.
Его живопись всегда передается во всю силу: пастозная, с эмоциональной нагрузкой, звучная и сложная. Такой уровень сложности содержания возможно достигался Гавриловом тем, что на уровне замысла он уже чувствовал сюжет. Сам художник говорил так: «Я свою будущее картину уже всю вижу, до сантиметра». Хотя само произведение искусства в итоге – открыто и как будто постоянно меняется. Однажды он даже написал: «Я больше всего любуюсь в жизни цветовым сочетанием с их удивительной гармоничностью. Меня привлекает и душевная частота, теплота людей, и колористическое, цветовое богатство всего, что нас окружает». Гаврилов действительно был способен одухотворить даже самый простой мотив, а в обычной постановке он открывал богатство и многозначность психологических оттенков состояния модели. Поэтому Владимира Гаврилова и считают тонким колористом!
Еще более утонченной и нежной может показаться еще одна затрагиваемая им тема — это тема материнства. Так, и в настоящей экспозиции представлена работа «Ожидание. Начало жизни» (1962). Женщина в ожидании дитя держит перед собой цветок выражая тем самым ее особую миссию и ответственность перед будущей жизнью. Работа излучает невероятный свет, будто сама искрится, играет солнечными бликами. Завершить обзор можно картиной «Свежий день» (1958). Кстати, за эту картину в 1959 году художник был награжден золотой медалью на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, а в 1971 году – Государственном премией РСФСР им. И.Е. Репина. Эта картина удивительна и легка как все творчество Гаврилова. В ней столько света, что он проникает во все, что окружает картину, включая и нас – зрителей. Это обилие воздуха и света выражено художником без самого изображенного солнца – мы вместе с героиней также купаемся в его свежих отраженных лучах. Сюжет простой: берег реки, лодка и девушка. Глаза ее прикрыты, она смеется и переполнена силой своих чувств. Ее белая косынка прозрачна, желтый жакет и белая юбка, затянутая силуэтом изящного черного пояса, передает утонченность ее фигурки. Неожиданный ракурс, нарочитая композиционная небрежность на полотне создают иллюзию случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность сиюминутного впечатления. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение той самой динамики, внутренней энергии картины, ее ритма во времени.
В этом, собственно, и проявляется классическое мастерство художника: огромная подготовительная работа не видна в завершенном произведении. У зрителя возникает ощущение необыкновенной легкости, импровизационной непосредственности исполнения. Возможно поэтому его картины понятны нам и сегодня: они вызывают живые и очень понятные нам эмоции и переживания, как музыка. Не случайно, ко многим картинам художника можно подобрать музыкальный эквивалент. Когда на телевидении готовилась передача о его творчестве и в связи с этом обсуждался вопрос о музыкальном сопровождении зрительного ряда, сам художник выразил желание, чтобы рассказ о картине «Радостный март» (1960) сопровождал Первый концерт для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского.
Его живопись исполнена внутренней гармоничности в силу того, что цвет в его картинах действительно «звучит» или «поет» согласно фразе самого Гаврилова: «колорит в композиции есть тогда, когда все поет вместе». В этом и заключается дар колориста! «Мне думается, - писал Гаврилов, - что уже при первом взгляде на картину, когда еще не успеваешь вникнуть в ее содержание, на зрителя прежде всего должен воздействовать ее колористический строй, вызывать определенное состояние, идентичное переживанию ее создателя. Тем глубже постигает зритель содержание, острее чувствует идею, которую вложил в свое произведение». Этот принцип Гаврилов последовательно проводил в своем творчестве, доказывая, что, следуя реалистической традиции русского искусства, можно успешно решать насущные проблемы живописи, которые способны полнозвучно помогать нам выражать наши мысли и чувства.
Анастасия Данилочкина
Посвящаю эту статью врачу-хирургу Станиславу Берелавичусу. Хирургия - тоже искусство, которое творится и руками, и сердцем, и душой.
 . 
 . 
|
 АНОНС МСХ
28.11.2024
ЗАЯВКИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВОК ПРИНИМАЮТСЯ В СЕКЦИЯХ МСХ!!!
27.11.2024
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН НА 2025 год. В течение года в план могут вноситься изменения. (Первые два дня выставки являются днями заезда, экспозиции и монтажа, последний день - демонтаж)
18.04.2022
Реквизиты для дистанционной оплаты взносов и коммунальных услуг за мастерские.
20.06.2021Избранные проекты МСХ в 3D.
«ОБЪЕКТ» (23 июня - 01 июля 2023г. Кузнецкий Мост, 11)
«Паспорт монументалиста» (10 – 20 июня 2021г. Кузнецкий Мост, 11)
«В Голове Художника» (16 - 27 апреля 2019г. Кузнецкий Мост, 11)
Выставка Владислава Федорова (12 - 24 ноября 2018г. Тверская-Ямская,20)
«Мир детства» (5 - 21 ноября. 2018г. ЦДХ) «СВЯТЫЕ и ХУДОЖНИКИ: диалоги времён» (25октября – 4 ноября 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
«Спорт в искусстве» (18 – 30 июня 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
Яна Поклад «Бабье лето. Живопись». (3 - 15 августа 2017г. Тверская-Ямская, 20)
Как опубликовать работы на нашем сайте
Уважаемые художники, члены МСХ, вы можете опубликовать 9 фотографий ваших работ на нашем сайте. Подробнее...
Как вступить в Союз художников
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ в МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ Подробнее...
О размере членских взносов с 2024г.
О размере членских взносов с 2024г.
НОВОСТИ МСХ
28.06.2025
 Вчера (27.06.2025) в Историческом музее РОССИИ, произошло знаменательное событие.
СУХОВЕЦКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ НАГРАЖДЕН МЕДАЛЬЮ ТВАРДОВСКОГО!
Друзья, поздравляем нашего товарища, замечательного художника с высокой наградой!

28.06.2025«ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО»
 27 июня 2025 года в Главном храме Вооруженных Сил Российской Федерации открылась выставка художников объединения «Московский эстамп», посвященная 80-летнему юбилею нашей Победы в Великой Отечественной войне.
Выставка работает до 31 августа 2025 года. Приглашаем гостей!

23.06.2025«Содружество»
 С 09 по 20 июля 2025 г. выставочных залах Московского Дома художника (ул. Кузнецкий Мост, д.11) состоится открытие проекта «Содружество», приуроченного к 70-летнему юбилею известного московского скульптора Геннадия Ивановича Красношлыкова. Открытие выставки 10 июля в 16.00.

23.06.2025«ПРОГУЛКИ С БОРИСОВЫМ-МУСАТОВЫМ»
 28 июня в 17.00 состоится открытие выставки к 155-летию В.Э. Борисова-Мусатова «ПРОГУЛКИ С БОРИСОВЫМ-МУСАТОВЫМ» в Серпуховском историко-художественном музее. https://serpuhov-museum.ru/vistavki/progulki-s-v-e-borisovym-musatovym/

23.06.2025«ОТРАЖЕНИ…Я»
 Московский Союз художников Товарищество живописцев Выставочный зал на 1-й Тверской-Ямской, 20 представляют выставку художника Екатерины Тихоновой «ОТРАЖЕНИ…Я» 30.06.2025 - 12.07.2025.

23.06.2025«Реинтерпретация»
 С 28 июня по 11 июля 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (Старосадский переулок д.5) состоится Персональная выставка Вячеслава Николаевича Щербины (Сибирского) «Реинтерпретация».

17.06.2025ОПЕН-КОЛЛ «Рисуем Царицыно»
 Приглашаем художников к участию в выставке, посвящённой одному из самых атмосферных и узнаваемых районов Москвы — Царицыно. Его ландшафты, дворцы, пруды, аллеи и уличные сценки вдохновляют уже не одно поколение художников. Сейчас твоя очередь рассказать о своём Царицыно — через рисунок, живопись, иллюстрацию, графику или цифровое искусство.

17.06.2025«Странствия. Продолжение»
 С 04 по 26 июля 2025 года в выставочном зале Московского союза художников на «Кузнецком мосту, 20» по адресу: г. Москва, ул.Рождественка, д.6/9/20, стр.1 пройдет персональная выставка живописи и графики Марины Чуб «Странствия. Продолжение».

16.06.2025Элий Белютин. К 100-летию художника.
 Государственная Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию Элия Михайловича Белютина (1925-2012), приуроченную к 100-летию художника и состоящую из произведений, подаренных автором Галерее в 1989 году.

10.06.2025«По ту сторону красок»
 Юбилейная выставка Ирины Остапенко приурочена к 50-летию со дня рождения и призвана показать творчество наиболее полно, многие работы показываются впервые. На выставке представлены живопись, графика и фотография.

04.06.2025«Мир и война»
 20 июня в Доме Творчества МСХ в Тарусе откроется выставка произведений художников декоративного искусства, посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне! В экспозиции: гобелен, батик, керамика и многое другое. Выставка открыта для посещения до 6 июля 2025 по адресу: Г. Таруса, ул. Комсомольская 25.

22.05.2025«ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ»
 ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ. ВЫСТАВКА АВТОРСКОГО СТЕКЛА АННЫ БУТИНОЙ 05 июня – 29 июня Всероссийский музей декоративного искусства открывает персональную выставку художника современного стекла Анны Бутиной.

29.04.2025НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!
 Московский Союз художников, Секция плаката МСХ, Товарищество плакатистов при поддержке Департамента культуры города Москвы к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне представляют выставку НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!

|