АНАЛИТИКА
Я живу в искусстве – страшно сказать! – более 60 лет. Чего только не довелось пережить художникам за эти годы: гонения, запреты, крутые сломы… Жили за «железным занавесом»; власти кляли современное искусство Запада, выкручивали руки тем, кто пытался ему следовать, вообще всем, кто не подходил под нормы социалистического реализма. Партдама из МК КПСС сорвала со стен выставки Тышлера неугодные ей работы. По приказу партбюро МОСХа были выброшены из Дома художника на Кузнецком мосту, поломаны, побиты скульптуры Берлина. Ругали, не понимали Попкова, замалчивали Вейсберга, Краснопевцева; превозносили пошлый «нацсалон»... Много чего было. Но чего не было, так это растерянности и страха. Был «гамбургский счет» искусства: художники отлично знали, кто есть кто. Было сознание: мое искусство – это мой голос, мой протест против духовного рабства, мое утверждение духовной свободы. Художник в России, как и поэт, всегда был больше, чем художник: «И неподкупный голос мой / был эхо русского народа...» (А.С. Пушкин). На «крамольные» выставки выстраивались многотысячные очереди…
Сегодня, наконец, дождались: СВОБОДА! Пиши, что хочешь, следуй любому направлению. Запад – вот он, мы в гуще всех мировых процессов. Выставляйся, где хочешь, как хочешь – были бы деньги, снимай хоть Манеж. А в итоге – такая растерянность, такой страх, какого не было ни при какой советской цензуре. Прошедший в ЦДХ на Крымском валу Московский международный художественный Салон "ЦДХ-2009" поразил меня, вызвал тревогу и жалость именно этой растерянностью. Куда идти? На какого зрителя, потребителя, покупателя рассчитывать? Да нужно ли оно сегодня вообще – изобразительное искусство, мое искусство? Крайних «полюсов» – тех, кто знает «что надо» – в ЦДХ не было. Ни компьютерного салона, обслуживающего за миллионы рублей олигархов и шоу звезд; ни актуального искусства, эпатирующего общество плакатами «Бога нет!» или «Какашками художника», рассчитывающего на доллары зарубежных исобственных спонсоров и вливания Министерства культуры.
Был «средний слой» – лучшее, что есть и в России, и в «ближнем зарубежье». Много и старых, известных, и молодых имен. Разнообразие направлений: от строгого реализма до «постимпрессионизма», поп-арта, беспред- метной живописи; от эмалей, коллажей, инсталляций до художественной фотографии. Несколько старых мастеров – Е. Зверьков, З. Церетели – показали себя такими, каковы они есть, порадовали мастерством, своими знакомыми и новыми работами.…
Но у большинства и старых, и молодых так и прорыва-лось - чувство духовной зависимости неизвестно от кого, стремления попасть в струю – неизвестно какую, найти своего потребителя – неизвестно какого. Неуверенность ни в чем, попытки за что-то прятаться, ухватиться – то ли за сомнительную «красоту», то ли за старые обесценившиеся ценности, то ли за что-то модное, принятое в современном мире… Может быть, это и есть сегодняшнее «эхо русского народа»? Не знаю. Возможно.
И среди всей этой суетной тревоги – зал Виктории Никоновой. Совсем иной, непохожий ни на кого, свой собственный, замкнутый только на себя. Не так легко определить, выразить словами: чем именно резко отли-чалось от всей выставки искусство молодой и так трагически ушедшей художницы. Не тем, что Виктория Никонова была талантливее, профессионально выше всех. Не тем, что ее работы были оригинальнее, неожиданнее, занимательнее всего, представшего в марте в ЦДХ. Просто ее искусство лежало в какой-то иной плоскости, жило в ином пространстве, вне сиюминутной суеты, вне всего того, что держит, направляет, определяет сегодняшнее состояние изобразительного искусства.
Признаюсь, что меня, прежде всего, в работах Нико-новой поразила и захватила живопись, утверждение живописи как таковой - мазок, фактура, живая поверх- ность холста – качество, в последнее время почти утерянное, заменившееся какой-то сухой графичностью, бесцветностью даже у сильных в прошлом мастеров. Художники словно бы боятся живописи, тяготеют к тому, что может быть имитировано компьютером, фотографией.
Полотна Никоновой отличались от подавляющего боль- шинства работ на выставке, именно тем, что они живо- писны. Никонова нашла, создала свою, ей присущую и ни на кого не похожую живописную фактуру, свою плоть краски, мазка. Все пространство ее холстов, удивительно красивых по колориту, – то насыщенно багровому как раскаленная топка; то перламутрово прозрачному как туман, то сияюще-золотистому, – вибрирует, живет, светится изнутри, воздействует, прежде всего, именно силой, стихией живописного языка, органически присущего живописи как виду искусств, подобно тому, как язык звуков присущ искусству музыки.
Еще одно отличие Никоновой от современного направ- ления изобразительного искусства. При всей, казалось бы, условности, отвлеченности многих современных работ, в них очень много «литературщины», такого, что нуждается в словесной интерпретации, переводе с «визуального» языка на «вербальный». Можно слышать искусствоведческие откровения насчет того, что главное сейчас не само создание художника, а «месседж», словесное «послание», которое сам автор или его «спичрайтеры» адресуют зрителю. На одной из выставок актуального искусства в зале стояли мониторы, с экранов которых авторы изъясняли «философский» смысл своих «проектов» – без такого словесного сопровождения проекты вообще не работали.
В холстах Никоновой нет ничего, что можно было бы назвать литературным сюжетом, пересказать, интер- претировать. В живописном строе ее холстов ничего не вычитаешь холодными глазами рассудка – можно только почувствовать, пережить, впитать в себя ощущение какого-то властно надвинувшегося огромного мира. Это ощущение настолько реально, настолько эмоционально верно, что сознаешь: это мой мир, пространство, в котором я вместе с художницей существую, дышу, задыхаюсь. Мир города без неба, надвинувшихся со всех сторон глухих стен…Никакое фотографически точное изображение реального города не передавало бы этого ощущения так пронзительно-верно, так личностно, как эта безграничная стихия живописи. В одних вещах город встает более осязаемо, узнаваемо, со своими окнами, крышами, прорывами мостов на реке. В других – мои глаза словно бы прищурены, почти не различают предметов, я не могу точно сказать: эти прямоугольники, эти перетекающие друг в друга плоскости – здания, стены?
Но во всех работах я ощущаю нечто реально пребывающее вокруг меня, затягивающее меня, завораживающее чем-то, что трудно объяснить словами. Грустный, одинокий, но очень живой, трепещущий, дышащий цветом, воздухом, внутренним светом мир…
Самая конкретная из всех работ – женская фигурка у большого окна, за которым с высоты последнего этажа раскинулся город. Монохромная, серебристо серая цветовая гамма с контрастами темно-серого, почти черного в силуэте фигуры, в раме окна, четким квадратом замыкающей все пространство холста. Окна ее судьбы… Можно счесть эту вещь ключом, ронтисписом ко всей серии работ; личным – и художницы, и меня, зрителя – взглядом на этот огромный, с птичьего полета открывшийся город…
Некоторые ученые утверждают, что Земля – живое существо, чувствующее, дышащее, глухо волнующееся где-то внутри себя, под корой верхних слоев почвы. Возможно, весь наш окружающий мир – не только живая природа, но и город, его дома, стены, – не мертвые «объекты», подлежащие продаже и сносу, а живые существа, прожившие большую жизнь, часто обреченные, страдающие, взывающие к помощи и защите. Именно такое чувство вызывает у меня живопись Никоновой; цикл картин, названный в ЦДХ «Мир чувственных вещей», а для меня не имеющий никакого литературного названия.
Великий Филонов, в 1920-е годы исповедовавший «аналитическое искусство», утверждал: «Мастера аналитического искусства воспринимают любое явление мира в его внутренней значимости, стремясь, насколько это возможно, к максимальному владению и наивысшему постижению объекта, не удовлетворяясь прописыванием «фасада»…. В любом предмете внутренние данные определяют и лицевую поверхностную его значимость с формами и цветом, позволяют заглянуть в нутро, как делает ученый исследователь в любой научной дисциплине». Сам мастер и его ученики пытались сложной системой мазков передать эту «внутреннюю сущность» объекта, но попытки приводили к отстранению –художник «вскрывал» объект, оставаясь вне его, анализировал, как некий препарат, который можно спокойно и бесстрастно рассматривать в микроскоп искусства.
Это только мое, сугубо личное ощущение, но мне пред- ставляется, что Никонова сумела найти то, что искал Филонов. Она проникла за «поверхность» мира, ощутила и сумела передать внутреннюю, сокрытую «за фасадом» жизнь того пространства, той зримой «оболочки», что окружает современных людей, каждого из нас и не зависит от нашей сиюминутной суеты, от наших потуг, от того «мига между прошлым и будущим», который пред- ставляется нам подлинной жизнью.
Этот непреходящий, вечный и вечно живой мир поглотил ее, она ушла в него, растворилась в нем – и навсегда осталась жить, дышать, реально общаться с каждым, кто заглянет – как в глаза – в ее удивительные работы…
Мария Чегодаева
|
 АНОНС МСХ
28.11.2024
ЗАЯВКИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВОК ПРИНИМАЮТСЯ В СЕКЦИЯХ МСХ!!!
27.11.2024
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН НА 2025 год. В течение года в план могут вноситься изменения. (Первые два дня выставки являются днями заезда, экспозиции и монтажа, последний день - демонтаж)
18.04.2022
Реквизиты для дистанционной оплаты взносов и коммунальных услуг за мастерские.
20.06.2021Избранные проекты МСХ в 3D.
«ОБЪЕКТ» (23 июня - 01 июля 2023г. Кузнецкий Мост, 11)
«Паспорт монументалиста» (10 – 20 июня 2021г. Кузнецкий Мост, 11)
«В Голове Художника» (16 - 27 апреля 2019г. Кузнецкий Мост, 11)
Выставка Владислава Федорова (12 - 24 ноября 2018г. Тверская-Ямская,20)
«Мир детства» (5 - 21 ноября. 2018г. ЦДХ) «СВЯТЫЕ и ХУДОЖНИКИ: диалоги времён» (25октября – 4 ноября 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
«Спорт в искусстве» (18 – 30 июня 2018г. Кузнецкий Мост, 11)
Яна Поклад «Бабье лето. Живопись». (3 - 15 августа 2017г. Тверская-Ямская, 20)
Как опубликовать работы на нашем сайте
Уважаемые художники, члены МСХ, вы можете опубликовать 9 фотографий ваших работ на нашем сайте. Подробнее...
Как вступить в Союз художников
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ в МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ Подробнее...
О размере членских взносов с 2024г.
О размере членских взносов с 2024г.
НОВОСТИ МСХ
15.05.2025"Очевидцы Победы"
 Новый выставочный зал на Нижней Масловке, 18. Выставка открыта с 11 по 22 мая.
На выставке представлены картины написанные во время Великой Отечественной войны. Авторы кортин и рисунков: Пластов, Цыплаков, Финогенов, Горский, Коновалов и другие художники.

14.05.2025МОС АРТ ФОТО
 С 19 по 24 мая 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (ул. Рождественка, д.6/9/20, стр.1/ул. Кузнецкий мост, 20/9/6, стр.1) состоится открытие выставки современной фотографии «МОС АРТ ФОТО», организатор которой отделение ПРОМГРАФИКА Московского Союза художников.

13.05.2025«Московская пастель»
 С 26 по 31 мая 2025 года в выставочном зале Московского Союза художников (ул. Рождественка, д.6/9/20, стр.1/ул. Кузнецкий мост, 20/9/6, стр.1) состоится групповая выставка «Московская пастель».

12.05.2025"Стечение обстоятельств"
 С 20 по 31 мая в выставочном зале Товарищества Живописцев МСХ пройдет выставка "Стечение обстоятельств", объединившая трех московских художников: Кузьмина Романа, Иванову Александру и Хайлову Елену.

12.05.2025ВНИМАНИЮ ХУДОЖНИКОВ!
 15 мая 2025 года в залах Московского Дома художника (Кузнецкий Мост, д.11) в рамках выставки Московского Союза художников «Грани Победы» будет проходить Круглый стол «Художник и война», посвященный обсуждению выставки, а так же творчеству художников-ветеранов и мастеров, работы которых были посвящены теме Великой Отечественной войне. Начало заседания- 16 час.30 мин. Адрес; Кузнецкий Мост, д. 11 метро «Кузнецкий Мост»

12.05.2025«КОМПОЗИЦИОННЫЕ ШТУДИИ. ЗА ГРАНЬЮ ОЧЕРТАНИЙ»
 Эта выставка представляет собой результаты творческого освоения группой художников различных учебных методик, которые касаются работы с цветом, тоном и композицией. Мы хотим показать, каким образом это работает для решения разных творческих задач, раскрытия различных тем и индивидуальностей, как это может обогатить творческий инструментарий разных художников.

09.05.2025«Олег Лошаков – художник и педагог»
 12 мая – 17 мая 2025, Выставочный зал МСХ, Москва, ул. Рождественка д.6/9/20, стр.1/Кузнецкий Мост, 20. Выставка организована при поддержке Московского союза художников и приурочена к 35-летию Российской Государственной специализированной академии искусств (РГСАИ). На выставке представлены работы мастера и его выпускников.

30.04.2025«Грани Победы»
 С 8 по 17 мая 2025 г. в двух залах Московского Союза художников — в Московском Доме художника на Кузнецком Мосту, 11 и Галерее живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, д. 20 будет показан выставочный проект «Грани Победы». посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

29.04.2025НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!
 Московский Союз художников, Секция плаката МСХ, Товарищество плакатистов при поддержке Департамента культуры города Москвы к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне представляют выставку НАРОД – ПОБЕДИТЕЛЬ! НАРОД – СОЗИДАТЕЛЬ!

22.04.2025«Книга и ксилография»
 Управление книжными фондами (библиотека) Российской академии художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ, академика РАХ Михаила Михайловича Верхоланцева «Книга и ксилография», где будет представлена продольная и торцовая гравюра на дереве.
Сроки экспонирования: 15 мая - 15 июня 2025 года Место экспонирования: библиотека Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) Часы работы: понедельник-пятница, с 11:00 до 16:00. Вход свободный.

22.03.2025«За Родину! За Сталина!»
 Московский Союз Художников представляет художественную выставку, посвященную 80-летию Победы, народного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения, профессора кафедры Искусства графики РГХПУ им. С.Г. Строганова Петра Петровича Козорезенко «За Родину! За Сталина!».

|